Президентский Хакатон 2020 на Тайване. Детали

Умные командировки, 04.06.2020

Президентский Хакатон – это совместная инициатива правительства Тайваня и Open Contracting Partnership, международной инициативной группы, которая ратует за принципы открытости при проведении госзакупок.

Задача, которую ставит перед собой инициативная группа, - увеличение количества открыто публикуемых государственных контрактов и повышение заинтересованности к анализу этих контрактов, как государственными, так и независимыми пользователями. Для этого группа в 2015 разработала стандарт публикации открытых данных по госзакупкам OCDS, который внедрен уже более 30 правительствами по всему миру. Позже появился OC4IDS, стандарт публикации открытых данных по инфраструктурным проектам.

Процесс открытого заключения контрактов включает в себя всю цепочку заключения сделок государством и состоит из 5 этапов. OCDS в свою очередь является уникальным идентификатором, который позволяет отслеживать весь процесс госзакупок и предоставлять машиночитаемые данные для совместного и повторного использования.

  1. Планирование. Включает данные о бюджете, плане проекта, плане госконтракта, исследовании рынка, информации с публичных слушаний.
  2. Торги. Включает данные о тендерных заявках, спецификациях, статьях расходов, стоимости.
  3. Заключение контракта. Включает данные о заключении контракта, информация об участниках торгов, оценках тендерных предложений, стоимости.
  4. Подписанный контракт. Включает данные о самом контракте и поправках к нему.
  5. Исполнение контракта. Включает данные о платежах, ходе работ, местоположении, отсрочках и поправках к контракту.

К участию в Хакатоне приглашаются команды (3-5 человек), чьи решения основаны на открытых данных (например, OCDS или OC4IDS) по госконтрактам и решают по крайней мере одну из Целей в области устойчивого развития.

Команды могут работать в одном или нескольких из следующих направлений:

  1. Создание новых или более надежных источников открытых данных по госконтрактам. Примеры проектов:
    • По данным, около 1% ВВП Мексики растрачивается из-за коррупции в сфере госзакупок. Поэтому общественная организация PODER из Мексики разработала платформу Todos Los Contratos, где они создали единую базу данных по госконтрактам, собрав миллионы записей из трех разных государственных источников и стандартизировав их в соответствии с Open Contracting Data Standard. Таким образом, организации удалось создать базу данных, которая охватила 4 миллиона госконтрактов с 2001 по 2019 гг. и стоимостью около 1,5 триллиона долларов США.
    • Платформа Budeshi была создана, чтобы выявить несоответствия в расходовании государственных средств в медицинской и образовательной сферах, сопоставляя данные о госконтрактах и госбюджете. Это убедило правительство Нигерии внедрить Open Contracting Data Standard.
    • Платформа Opentender позволяет найти и проанализировать данные о тендерах из 33 юрисдикций (28 членов ЕС, институты ЕС, Норвегия, Швейцария, Грузия, Исландия)
  2.  Анализ существующих открытых данных. Примеры проектов:
    • Observatorio Fiscal из Чили начали анализировать открытые данные по госконтрактам, доступные в правительственной онлайн-системе. С помощью анализа данных они установили, что 81% закупок чилийской национальной полиции были произведены путем прямого заключения госконтрактов. Также они обратили внимание на расходование государственных средств на муниципальном уровне: кому отдают контракты муниципалитеты, что, в каком объеме и по какой цене приобретают.
    • В Колумбии поставщики питания для школ часто и обоснованно обвиняются в том, что они не доставляют еду или завышают цены. Так, некоторые продукты питания поставляются в школы по цене в 3-4 раза выше их стоимости на рынке. Анализ данных, проведенный инициативной группой в рамках Colombia’s School Feeding Program помог исключить посредников из цепочек поставки и сократить операционные расходы.
  3. Создание нового инструмента для представления и использования открытых данных по госконтрактам:
    • Команда из Малайзии разработала инструмент Cartelogy, который помогает Министерству финансов и другим органам обеспечения закупок предотвратить ценовые сговоры и коррупцию в процедуре государственных закупок, особенно на этапе проведения торгов, когда госконтракт еще не был заключен. Cartelogy объединяют данные о госзакупках, сведения о компании и политических деятелях, чтобы создать механизм предупреждения для анализа, оценки и обнаружения потенциально подозрительной активности на начальном этапе. Таким образом, у лиц, принимающих решения, будет больше возможности произвести более качественную оценку госзакупок и принять решение о заключении контракта.

В прошлом году победителями стали 3 проекта. Проект команды MasTeam из Малайзии на основе открытых данных помогает правительству определить те территории, жители которых наиболее нуждаются в строительстве больниц и школ.

Команда из Гондураса разработала инструмент INFRAS, который помогает правительству определять места, где возведение инфраструктурных объектов окажет минимальное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Так как Тайвань часто сталкивается с наводнениями, и правительство тратит много средств на проекты по предупреждению и борьбе с наводнениями, команда из Тайваня решила выяснить, насколько эффективно тратятся эти средства. Поэтому в своем проекте Follow the water они перенесли на карту данные о средствах, которые были вложены в каждую территорию, и данные о том, как часто эта территория сталкивается с наводнениями. Таким образом, они выделили три типа территорий, которые требуют дальнейшего изучения:

  1. Частые наводнения и много вложенных средств;
  2. Редкие наводнения, но много вложенных средств;
  3. Частые наводнения, но мало вложенных средств.

В этом году организаторы намерены привлечь проекты, которые:

  1. Создают новые источники открытых данных по госконтрактам OCDS/OC4IDS или анализируют их, чтобы:
    • произвести оценку качества и производительности инфраструктурного объекта на протяжении всего его жизненного цикла
    • понять, принес ли пользу возведенный инфраструктурный объект предполагаемым бенефициарам
    • понять, является ли возведенный инфраструктурный объект частью программы по развитию инфраструктуры, и насколько эффективно государство распределяет и тратит государственные средства
    • идентифицировать факторы, препятствующие внедрению и исполнению инфраструктурных госконтрактов (особенно в отношении тех госконтрактов, исполнение которых крайне необходимо в условиях COVID-19)
  2. Помогут наиболее эффективно распределить государственный бюджет на строительство инфраструктуры, чтобы ускорить экономический рост и создать новые рабочие места в восстановительный период после пандемии COVID-19:
    • создание новых источников открытых данных OCDS/OC4IDS по инфраструктурным проектам и контрактам, обладающими “зелеными” (т.е. минимизирующими негативное антропогенное воздействие на окружающую среду в рамках устойчивого развития территории) и низкоуглеродными характеристиками
    • разработка инструмента, который позволит легко идентифицировать и отдать предпочтение возможностям для «зеленого восстановления» (энергосберегающие, низкоуглеродные технологии и др.) в процессе госзакупок.
    • разработка инструмента оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру (рост экономических показателей и увеличение рабочих мест на стадии восстановления после пандемии)

Вопросы, которые были заданы участниками вебинара:

  1. Необходимо ли участие государства в проекте?
    Нет, главное, в своем проекте использовать открытые данные по госконтрактам. Участие государства не обязательно и зависит от вашего желания.
  2. Если у меня есть идея проекта, но нет команды/не хватает специалистов, могут ли организаторы помочь с поиском необходимых людей?
    Да, необходимо на электронную почту организаторов отправить описание проекта и какие люди необходимы в вашу команду. Организаторы постараются подобрать необходимых вам людей и помогут установить контакт.
  3. Должен ли проект быть разработан специально для Хакатона или это может быть улучшенный/обновленный предыдущий проект?
    Проект не обязательно должен быть абсолютно новым. Организаторы поощряют повторное использование или усовершенствование существующих инструментов и открытых данных.

Дедлайн для подачи заявок – 12 июня. Финалисты будут объявлены 30 июня. С июля до сентября финалисты будут принимать участие в различных мероприятиях, получат необходимую поддержку от экспертов отрасли, чтобы усовершенствовать свои решения и представить их на финале в сентябре 2020 года. Решения будут оценены в соответствии с тремя критериями: 1) воздействие (40%), 2) реализуемость (30%), 3) инновационность (30%). Проекты, занявшие первые два места, получат по 5,000 долларов США. Подать заявку: ссылка